БЮДЖЕТ БАНКРОТСТВА

Добавлен: 16.12.2014. Раздел: Новости

13 ноября в Законодательном собрании прошли общественные слушания проекта бюджета Пензенской области на 2014 год. Каждый год слушания начинаются с доклада министра финансов, который предваряет своё выступление ритуальными заклинаниям о "социальной ориентированности бюджета" и какой-то "сбалансированности". Учитывая то, что до 70% расходов бюджета составляют расходы на заработную плату этот бюджет можно скорее всего назвать зарплатно-ориентированным. По нашему мнению социальная ориентированность бюджета определяется направленностью на развитие социальной инфраструктуры, строительство школ, больниц, культурных учреждений. При этом даже первокурснику экономического факультета ясно, что глупо и наивно говорить о какой-либо социальной направленности бюджета если в городе и области закрылось большинство промышленных предприятий, а основная масса населения занята тем, что перепродает что-то друг другу. Статья бюджета 2014 год, тыс.руб. 2015 год, тыс.руб. 2016 год, тыс.руб. Доходы бюджета 40 434 289 39 148 369 37 480 110 В т.ч. безвозмездные поступления вышестоящего бюджета 14 226 014 11 051 246 7 400 101 Предел государственного внутреннего долга Пензенской области 19 647 600 22 039 778 26 260 086 Дефицит бюджета 3 225 421 3 681 876 4 441 405 Подпрограмма "Развитие спорта высших достижений" 604 854 617 990 624 953 Главной особенностью бюджетного цикла 2014-2016 годов является хроническое снижение доходов бюджета при постоянно растущем дефиците бюджета. Так к 2016 году доходы бюджета сократятся на 3 млрд. руб. и составят 37,5 млрд. руб., а дефицит вырастет до 4,4 млрд. руб. Неприятным сюрпризом стало увеличение размера госдолга, который достигнув в 2016 году размера в 26,2 млрд.руб. составит 70% от доходов бюджета. При этом уже 2014 году доля долга составит всего лишь 48% от доходов бюджетов. При этом кардинально меняется принцип осуществления бюджетных расходов. Если раньше финансировалось бюджетное учреждение по смете расходов, то теперь осуществлен переход на программно-целевое финансирование. Теоретически правильный подход, когда финансируется не учреждение, а поставленные задачи, в условиях разложения государственного аппарата превратился в очередную коррупционную кормушку. По уже нескрываемым слухам финансирование региональных бюджетов Министерством финансов России осуществляется по т.н. "откатным схемам". Т.е. чтобы получить безвозмездное перечисление из федерального бюджета региональный чиновник должен договориться с чиновником из Минфина о размере отката за полученную субвенцию (по нашим данным размер отката составляет около 20% от всей суммы бюджетных поступлений). Теперь же, при переходе на программно-целевой подход региональный чиновник должен "защищать" в Минфине (или другом министерстве) каждую программу, что естественно на порядок повышает коррупциогенность процесса финансирования, поскольку резко расширяется круг федеральных чиновников с кем нужно “договариваться”. Кажется сам Налоговый Кодекс на стороне федеральных коррупционеров, порождая такую систему сбора налогов, когда самые "жирные" налоги в виде НДС, таможенных пошлин и НДПИ в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет. А после этого губернаторы вынуждены униженно выпрашивать в Минфине фактически деньги своих же регионов, собранные и заработные налогоплательщиками на их территориях. Даже в нашей бедной нефтью, газом и металлом области, оставление НДС в региональном бюджете позволило бы вывести Пензенскую область из позорного ряда дотационных регионов. Также мы считаем более целесообразным замену федерального НДС региональным налогом с продаж (что уже было в истории нашей страны). Естественно, мы понимаем, что подобная концентрация финансовой власти в Москве обусловлена с одной стороны панической боязнью реального федерализма, а с другой стороны безудержным ростом финансовых аппетитов федеральных чиновников. Именно из таких региональных откатных "ручейков" и формируются зарубежная недвижимость московских чиновников и оплата обучения их детей в западных университетах. Однако, мы несколько отвлеклись от нашего бюджета. Основной причиной снижения доходов бюджета стало двухкратное уменьшение перечислений из федерального бюджета с 14 до 7 миллиардов рублей. Формально это снижение обусловлено изменением методики расчета объема предоставляемой помощи, а фактически, с нашей точки зрения, обусловлено снижением нефтяных доходов федерального бюджета и непроизводительными расходами на Олимпиаду в Сочи. Снижение доходов нашего бюджета повлекло за собой снижение расходов. Но учитывая переход на программно-целевое финансирование теперь у региональных чиновников появилась благовидное объяснение, например сокращению расходов на здравоохранение, окончанием реализации той или иной госпрограммы. Хотя переводя, например, областную культуру на программное финансирование почему бы нам не перевести на программное финансирование чиновников всех уровней? Например, утверждаем методику расчета длины автомобильной пробки в час пик, вводим муниципальную программу сокращения длины пробки в г. Пенза и через год снова измеряем пробку. Допустим, длина пробки выросла, и автоматически с г-ом Черновым расторгается контракт. Или другой случай. Утверждаем программу увеличения поголовья КРС в Городищенском районе. Независимая комиссия считает коров района на начало года и на конец года и по итогам подсчета принимается решение о профессиональной пригодности г-на Березина. Вслед за докладом министра финансов последовал прогнозный доклад на 2014 год регионального министра экономики Олеси Сафоновой. Доклад лился елеем на чиновничьи души. И тут рост и там! И производство на 8,5% вырастет и зарплата на 11,3% вырастет. И собственные налоговые доходы также подрастут. Только любой более или менее объективный анализ предполагает рассмотрение ситуации со всех сторон. Так известная в профессиональной среде т.н. "матрица BCG" предполагает рассматривать не только сильные стороны субъекта и возможности, предоставляемые сложившейся ситуацией, но также и слабые стороны и внешние угрозы. А вот эта часть полностью отсутствовала в докладе г-жи Сафоновой. А ведь это принципиальный момент. Что региональные власти, например, будут делать при снижении объема федеральных перечислений? Г-жа Сафонова по этому поводу деликатно промолчала. И это не умозрительное предположение. Ведь, как известно, в областной бюджет почти ежемесячно вносятся поправки, и при таком подходе сам процесс бюджетирования принимает все более абстрактный и бессмысленный характер. Это с одной стороны обусловлено крайне низким уровнем подготовки бюджета, а с другой стороны, отсутствием у региональной власти какой-либо внятной стратегии развития Пензенской области даже на ближайшее будущее. Лучше любых цифр о состоянии пензенской экономики говорят закрывающиеся магазины. Так за последние дни закрылись сразу два больших строительных магазина "Вектор" на улице Коммунистической и в ТЦ "Муравейник". По нашей информации это произошло в связи с сокращением количества покупателей и убыточностью этих магазинов. И это наиболее заметные примеры!

Комментировать

avatar
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика