О том, как учить и как учиться в школе

Добавлен: 05.09.2017. Раздел: Новости

Много написано и говорено на тему современного обучения в школе. В интернете, с экранов телевизоров и страниц газет можно слышать и читать разные отзывы: от хвалебных до резко критических. Так как же на самом деле? Что из себя представляет современная школа и в чем особенности обучения в ней? Каково положение учителя в современной России? Попробую изложить взгляд, основанный на собственных наблюдениях.

Начнем с учителя, ведь именно он играет главную роль в образовательном процессе. В.И. Ленин говорил: «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит в буржуазном обществе». И именно этот тезис стал основой отношения Советской власти к педагогу. Люди среднего и старшего поколений прекрасно помнят, что учитель, преподаватель были одними из самых уважаемых людей, особенно на селе. К их мнению прислушивались, их авторитет в обществе был неоспорим. Это, что называется, во-первых. Во-вторых, советскому учителю предоставлено было основное право – право учить и воспитывать детей, опираясь на последние достижения науки и используя весь набор современных пособий. В-третьих, при коммунистах учителя были избавлены от необходимости собирать деньги в различные фонды, участвовать в политическом фарсе, который сегодня навязывает правящая партия, а вся бумажная волокита сводилась к составлению календарно-тематического плана и заполнению журнала. Именно поэтому хватало времени и на множество кружков, и на походы, и на пионерские сборы, и на оформление музейных комнат, поездки по всему Союзу…

Что же изменилось в условиях реставрации капитализма, то есть с 1991 года? Учитель стал, с легкой руки режиссеров и прочей телепублики, объектом насмешек, своего рода неудачником по жизни, который не нашел места во власти или бизнесе, где можно хапнуть побольше денег. Отсюда и отношение… Воспитательная функция из школ практически вытравлена, так как нет никакой основы для таковой работы – октябрята, пионерия и комсомол перестали быть массовыми организациями и существуют сейчас в ряде регионов только лишь за счет энтузиазма отдельных подвижников. Да и само образование из права превращается в услугу: кружки, секции и факультативы заменены платными услугами, учителя ввиду нехватки денег зарабатывают репетиторством, появилась масса ненужных предметов. Повсеместно в школы проникает религия, чей взгляд на окружающий мир не имеет ничего общего с реальностью и наукой. Больно и страшно смотреть на то, как накануне 1 сентября по центру города проходят крестным ходом сотни детей, сотни неокрепших умов, которыми овладевает религиозный туман. При этом организовать экскурсию или поход – целая бумажная эпопея, а поездка даже в соседний регион – уже не по карману многим родителям.

Среднестатистический пензенский учитель имеет зарплату 18-20 тысяч рублей при нагрузке порядка полутора ставок плюс классное руководство, кабинет и т.п. Министерство же отчитывается гораздо более высокими цифрами, желая угодить вышестоящему начальству: дескать, указы президента выполнены! А на самом деле – пшик. Всё увеличение зарплаты – за счет увеличения нагрузок. Недавно областная власть отрапортовала: ставка учителя увеличена в два раза! А за счет чего?! За счет сокращения премиального фонда (стимулирующих выплат)! То есть в итоге ничего не поменялось. Это просто издевательство…

Добавьте к этому выкручивание рук на выборах, когда учителей принуждают дать необходимый результат известно какой партии. Но тут и сами педагоги явно не на высоте: куда попрятали совесть, неужели всю жизнь позволять издеваться над собой, пугаясь каждого слова директора и подставляя самих себя под угрозу уголовного наказания?!

Теперь попробуем взглянуть на эту картину со стороны родителей и детей. Головная боль каждой матери или отца – собрать ребенка в школу. Десятки тысяч рублей тратят российские семьи на покупку костюмов, платьев, спортивной одежды, канцтоваров, учебников, портфелей… Причем ежегодно. 

Далее. Министр образования области г-н Воронков (а до него – другие) ежегодно говорит, как заклинание или молитву: в школах денежных сборов нет и не должно быть, обо всех фактах сообщайте на горячую линию или в «органы»! Хочется спросить его: Вы откуда свалились, господин? Вы кому очки-то втираете? Любой родитель хочет, чтобы его ребенок учился в школе, где старые деревянные окна 40-летней давности были заменены на современные, где в классе новый линолеум и доска, двери закрываются аккуратно, а не «с колена», где есть проектор и т.д., и т.п. На всё это выделяются средства? Брехня! Да в классах ведра, веники, лопаты и прочие необходимые предметы приобретаются родителями, потому что больше некому это купить. Не говоря уж о большем…

И виной этому всему – система капитализма, главное стремление которой – нажива. Хапуги, находящиеся у власти, грезят тем, чтобы и школы, как ФОКи, бассейны, музеи и театры приносили им прибыль!

Но всё не ограничивается материальной стороной. Сама система обучения зачастую далека от практики, а экзаменационная модель вообще не выдерживает критики. ЕГЭ, ОГЭ, ГИА и прочие аббревиатуры, от которых родителей и детей бросает в дрожь, стали реалиями современной жизни. Проведение экзамена стало похожим на «шмон» в тюрьме, когда выпускников чуть ли не раздевают при входе в аудиторию. И даже после успешной сдачи нет никаких гарантий поступить на бюджетное место в вузе или техникуме: их число с каждым годом уменьшается.

В школе появилась масса абсолютно ненужных предметов, а секции и кружки практически повсеместно стали платными. Сводить ребенка в бассейн – не менее 100-150 рублей, решили дополнительно заниматься физикой или историей – пожалуйста, перечислите через банк порядка тысячи в месяц. Некоторые скажут, что это нормально, а я считаю – позор! Позор правительству, которое довело систему образования до ручки, которое породило конфликт между родителями и учителями из-за финансовых трудностей школы, которое стремиться сделать из школы очередной объект получения прибыли, которое плевать хотело на науку и поощряет проникновение религии в стены светского учреждения, которое заставляет педагогов совершать сделку с совестью на выборах. С этим нельзя мириться, а только бороться против подобного беспредела. 

Убежден, что только социализм даст гарантии человеку из семьи трудящихся достойно выучиться, получить бесплатно качественное образование. И только при социализме учитель вновь обретет свой прежний высокий статус в обществе и авторитет.

Валентин Калинин

Коммунисты в соцсетях: «facebook», «vk»«одноклассники».


Комментировать

avatar
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика