ОБРАЗОВАНИЕ: ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД ИЗ ТУПИКА?

Добавлен: 14.12.2014. Раздел: Новости

Буржуазное правительство России делает все для превращения системы некогда народного просвещения в систему просвещения для избранных, для элиты. Помимо этого, исковеркана до не узнаваемости советская система образования, из которой выброшены все позитивные моменты (особенно касающиеся процесса воспитания), пересмотрена не в лучшую сторону структура учебного процесса. Главной целью работы системы образования становится превращение школьника в какого-то бессловесного “патриота”, безусловно и бездумно автоматически голосующего за правящую партию… Сегодня мы публикуем одну из авторских статей, касающихся альтернативных вариантов развития образования. Многие наши сограждане нашли выход из сложившейся в сфере образования ситуации – они организовывают для своих детей такие школы, которые, по их мнению, позволят ребятам гармонично развиваться. Мы, коммунисты, конечно, согласны не со всем изложенным ниже. Мы призываем людей не к самоустранению от системы, а к борьбе против нее. Наша цель – ломка системы, которая не позволяет нашим детям становиться всесторонне развитыми личностями, которая калечит психику наших детей, формируя из них либо больных трудоголиков, либо тунеядцев. Причем мы ни в коем случае не рассматриваем образование в отрыве от общества и государства. Мы убеждены, что только коренные изменения в стране и обществе в целом, достижение которых возможно только посредством социалистической революции, приведут к построению такой системы истинного просвещения, которая будет работать во имя человека. От редакции сайта kprfpenza.ru Алла Гришина Все мы хотим дать хорошее образование своим детям, и все мы хотим, чтобы каждый наш ребёнок смог реализовать себя и свои таланты. Это бесспорно. Как бесспорно и то, что на этом пути встречаются трудности. А порой эти трудности приобретают фундаментальный характер. Первый раз в первый класс ребёнок идёт с приятным трепетом в сердце и большими надеждами наконец-то всё узнать, а потом он же совершенно не хочет ходить в школу; с погружением в школьную программу у детей почти не остаётся времени ни на что другое, кроме учёбы (занятия в классе, продлёнки, домашняя работа, обязательные с точки зрения родителей кружки)? Этот перечень ситуаций можно продолжать долго. Результат один: полное (или почти полное) отвращение к учёбе у маленького человека, натянутые взаимоотношения с родителями, потеря вкуса жизни и любознательности. Хорошо, конечно, если семья не столкнулась с такими проблемами, и повышенная учебная нагрузка приносит только радость ребёнку. Но так бывает далеко не всегда. Так что же мы делаем, если наш сын или дочка больше не хотят ходить в школу и делать уроки? Чаще всего ответ достаточно стереотипный: «Ты должен (должна) ходить в школу!» А на встречный вопрос ребёнка «Почему?» мы почти всегда отвечаем «Потому что должен (должна)!». Всё, приговор вынесен, точка. А давайте спросим себя сами: откуда такое безапелляционное убеждение, что дети должны ходить в школу? Потому что мы ходили, наши родители ходили, и вообще так было всегда? Нет, так было не всегда. И сегодня ребёнок не обязан получать знания именно в школе. Но об этом специалисты как правило не говорят вслух, поэтому мало кто знает о таком факте. Тем не менее, это факт, - образование можно получать разными способами, в том числе и обучаясь дома. Это и есть семейное образование, - освоение знаний и умений в семье. Здесь следует сразу сделать пару оговорок. Во-первых, мы не против школы и рассматриваем этот институт как одну из форм получения образования, которая подходит не для всех детей. Во-вторых, говоря о том, что не обязательно ходить в школу, мы принципиально стоим на позиции, что само образование необходимо. Более того, образование на наш взгляд необходимо в наилучшем качестве, как залог гармоничного и всестороннего развития личности. Но домашнее обучение имеет свои преимущества. Учёба может на самом деле приносить детям и их родителям только радость. Свободное развитие ребенка открывает в нем творческие способности, да и сам процесс обучения в семье может быть творческим. Еще 150 лет назад большая часть населения ныне развитых стран былa неграмотной. Бурное развитие технического прогресса сделало заинтересованным как государство, так и общество и семью во всеобщей грамотности граждан. Но грамотность - это не есть образование в полном значении этого слова. К комплексному решению этой проблемы впервые в истории человечества смогло приступить только советское общество. Но советской власти история отвела в ХХ веке всего несколько десятилетий мирной жизни, за которые невозможно было в полной мере осуществить построение системы образования, обеспечивающей всестороннее и свободное развитие личности. С крушением СССР многим показалось, что в нашей стране началось построение нового, более свободного политического строя. Но эти иллюзии быстро сошли на нет. Новоявленная российская власть выхолостила все положительные стороны советского образования, при этом отрицательные поставила во главу угла. В 1992 году был принят весьма демократичный Закон «Об образовании»,есть и статьи в Конституции РФ на эту тему. Эти документы предоставили родителям право выбора: давать ребенку образование в школе или в семье. Cтатья 10. Формы получения образования С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной и основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей) Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования. Родители, выбирающие семейное образование, принимают на себя полную ответственность за результаты образования и имеют готовность преодолеть неведомые им пока трудности на протяжении ближайших двенадцати лет. Решимость и терпение - внутренние качества человека, которые заменить ничем невозможно, но если они слабы, их можно укрепить. Родители трезво оценивают свои силы — далеко не каждый из них способен стать учителем. И не всегда потому, что нет профессиональной подготовки. Иногда приглашают специалистов, но ищут таких, которые обладали бы способностью не раздражаться, не злиться, умерить слишком высокие требования. У семейного образования есть бесспорные преимущества перед традиционной школьной системой. И родители в них убедились, особенно те, чьи дети успели пройти через обычную школу. Прельщает прежде всего свобода в организации учебного процесса: нет жесткого расписания — занятия проходят когда в группах, когда индивидуально, неделя может быть посвящена только истории или только математике, а может — всем изучаемым наукам сразу. Но эта свобода не развращает, а учит умению организовать свое время, использовать его рационально. У ребят появляется возможность работать в наиболее благоприятном для них режиме, больше времени посвящать тому, что их интересует и что получается лучше всего. Отсутствие страха перед неправильным ответом, нервозности и перегрузок благоприятно отражается и на здоровье — дети, по словам родителей, редко болеют простудными заболеваниями. Они становятся не только физически, но и психически сильнее, самостоятельнее, увереннее в себе. С каждым годом у них не пропадает познавательный интерес, как это часто бывает у ребят, которые учатся в обычной школе, а, наоборот, растет. Нередко им приходится слышать в свой адрес упрек: вы растите тепличные цветы, при первом же столкновении с реальной жизнью они сломаются. Но этот довод звучит для них неубедительно: их дети открыты, у них много друзей во дворе, в музыкальной школе, в хореографическом кружке, в спортивной секции, проблем во взаимоотношениях со сверстниками нет никаких. Ребята действительно учатся с удовольствием, в этом я убедилась сама. Уважают мнения друг друга, свободно и приветливо общаются с незнакомыми людьми. Но по-настоящему пока не могут понять, хотя и знают, сколько сил понадобилось их родителям, чтобы сохранить возможность свободного развития. А родители мечтают об одном -только бы им больше не мешали. Семейная форма должна быть выгодной и родителям, и школам. Меньше всего хотелось бы в этом материале противопоставлять две формы обучения — традиционную школьную и семейную. И у той, и у другой найдется немало как сторонников, так и противников. И та и другая имеют одинаковое право на существование хотя бы потому, что обе закреплены Законом «Об образовании». Казалось бы, все стереотипы, предрассудки, эмоции должны отойти на второй план. У родителей есть законное право выбора форм обучения, и они осуществляют его, исходя из своих принципов и убеждений. Все так просто и понятно. Основной довод, который управленцы выдвигают родителям: вы не профессионалы, вы не сможете дать ребенку хорошее образование. Но и родители могут в ответ справедливо заметить, что именно они ответственны за своего ребенка, что лучше них никто не знает его особенностей и потребностей, стремлений и переживаний. Казалось бы, государство должно поощрять родителей, которые берутся за такое непростое дело. Во всем мире необычайно развиты форма семейного образования и экстернат, вообще способность человека учиться самостоятельно считается признаком сильной личности. У нас же образование, получаемое вне стен школы или вуза, считается ущербным, несмотря на то, что сама школа уже давно перестала быть основным источником образования. Так что же; ждать, пока изменится сознание нескольких поколений? Или все-таки не истреблять, а поливать нежные ростки.

Комментировать

avatar
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика