ПРАЗДНИК ЛИ СЕГОДНЯШНИЙ «ДЕНЬ ЗНАНИЙ»?

Добавлен: 13.12.2014. Раздел: Новости

Для школьников, прежде всего для первоклассников, «День знаний» – это действительно праздник, сопровождающийся торжественной линейкой, морем цветов и белых бантов, первыми звонками и первым уроком, коллективным походом в городской парк… Лично мне именно так запомнилось мое первое сентября. Поскольку на дворе был 1993 год, то у меня не было больше иных поводов для радости. Благодаря последствиям экономических реформ «шоковой терапии», когда преобладал «сплошной шок и никакой терапии», моих родителей уволили с оборонного предприятия, и жить нам пришлось несладко. Далее мне отчетливо запомнились события сентября-октября, антикоммунистическая истерия… но я тогда не вдавался в политические перипетии, хотя читать научился еще в детском садике с помощью газеты «Правда», которую выписывал дед. Что касается школьных лет, то они прошли также как и у всех людей моего поколения, рожденных в середине 80-х. Учебники перестали быть бесплатными, и в начале каждого учебного года приходилось их покупать самим. Помню голодовки и забастовки учителей, когда им задерживали зарплату, а у нас в связи с этим были дни-самоподготовки. Так как у школы еле-еле хватало средств на покупку мела и прочие канцелярские принадлежности, то ремонт кабинетов ложился на плечи родителей школьников. Для этого создавались различные фонды поддержки школы. Тем не менее, я отучился успешно и получил нормальное образование. Полученные знания помогли мне сдать на «отлично» Единый государственный экзамен, так ненавистный в то время учительскому сообществу. В 2003 году он проходил впервые и был экспериментальным. Сегодня у меня возникает вопрос: является ли нынешний «День знаний» настоящим праздником? По моему мнению, нет. Торжественность мероприятий перебивают денежные затраты на подготовку школьников к учебе. Пару дней назад общался с родителями первоклассников. По их словам, они только на один букет для учителя потратили 1 200 рублей. Учитывая, что еще необходимо приобрести учебники и прочие вещи, то итоговая сумма получается приличная. Поэтому «День знаний» в современной России превратился в обычную формальность, простое соблюдение ритуала, – праздник без искренних улыбок. Нельзя рассматривать «День знаний» только со стороны учащихся, к нему, конечно, причастны и учителя. К сожалению, сегодняшний учитель не такой, какой был в 90-х. Он растерял свою гражданскую активность и сплоченность, тем самым подпортил авторитет всего учительства. «Терпимость к унижениям и несправедливости, продажность при фальсификации итогов выборов в пользу всеми известной партии», – такие ассоциации возникают у простых граждан, когда они говорят об учителях. Конечно, это не ко всем учителям относится, но многие из них стоят в сторонке и спокойно за всем наблюдают. Не буду останавливаться на низком качестве образования в школах, поскольку это совсем другая тема, а расскажу о динамике зарплат учителей и численности школ в Пензенской области. Как известно, в пылу предвыборного стремления понравиться всем господин Путин отдал указание, в котором говорилось, что средние зарплаты в образовании должны быть не ниже, чем средние зарплаты по экономике региона. После этого чиновники на местах поспешили отчитаться о его выполнении. Согласно официальным данным, зарплата сотрудников министерства образования Пензенской области выросла за 2007-2012 г. в 2,2 раза. Зарплата сотрудников районных и городских отделов образования в 2,1 раза. Зарплата учителей в 3 раза! Зарплата прочего персонала в 2,7 раза. Все вроде бы хорошо и складно, но если провести простейшие арифметические вычисления, то получается, что средняя зарплата по отрасли составила 13 703,13 рублей, т.е. значительно ниже, чем в среднем по экономике. Так из-за чего же было достигнуто повышение зарплаты? В действительности рост произошел за счет повышения интенсивности труда. Так, если число сотрудников министерства за указанные годы возросло на 22% (с 67 до 72), число сотрудников районных и городских отделов на 12% (с 477 до 535), то число учителей за это же время сократилось в 2,5 раза (с 13 500 до 5 071). Из 14 100 до 5 000 – сократилось число вспомогательного персонала. Следовательно, нагрузка на учителя возросла как почасовая, так и по наполняемости класса, как минимум в 2 раза. Но даже в этом случае указание президента в Пензенской области до сих пор не выполнено. Больной темой для Пензенской области (и, скорее всего, для всей России) является тема со школами. С 1995 по 2011 годы в области из 955 школ было закрыто 367. Правительство это именует оптимизацией. Для них не целесообразно содержать много школ, поэтому нет ничего удивительного, если уже в районных центрах остается только одна школа. «Оптимизация» добралась и до Пензы. В городских условиях есть несколько школ, которые работают за две. школы в Пензенской области Правильно мыслит губернатор Пензенской области в своем «первосентябрьском» поздравлении, что «сфера образования всегда была и останется одной из важнейших государственных приоритетов». Но если смотреть на дела его 14-летнего правления, то появляется устойчивое мнение, что для него и его окружения образование – не важнейший приоритет. Стоит лишь вспомнить, с каким упорством он ратовал за реорганизацию педагогического университета имени В.Г. Белинского. В результате старейший ВУЗ лишился преподавательских традиций и части преподавателей.

Комментировать

avatar
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика