ВОЛГО-БАЛТИЙСКОМУ КАНАЛУ – 50

Добавлен: 16.12.2014. Раздел: Новости

5 июня 2014 года исполнилось 50 лет со дня открытия Волго-Балтийского водного пути . Строительство Волго-Балтийского канала можно назвать самым рациональным и экономичным в отношении человеческих и финансовых ресурсов из всех советских проектов такого рода. Он является крупнейшим звеном навигационной гидросистемы Европейской части России, заменившим действующую с 1810 года довольно неудобную Мариинскую гидросистему. Строительство Волго-Балта завершило модернизацию всех судоходных водных артерий, сформировав основной участок Волго-Балтийского водного пути, и обеспечило выход к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям. Волго-Балт позволил проходить морским судам из южных морей в северные, что значительно короче и намного безопаснее пути вокруг Европы. Подготовительные гидротехнические исследования и строительные работы велись уже в 1930-х годах. Именно тогда основным вопросом стало переселение жителей из населенных пунктов, оказавшихся в зоне затопления в ходе строительства. Жителям затапливаемых деревень предлагалось тогда переезжать в район Карельского перешейка, где каждой семье выделялся отдельный дом с хозяйственными постройками, имущество и скот разрешалось перевозить с собой. По данным на июнь 1941 года, из Ниловицкого сельсовета выехали 126 человек (28 хозяйств), из Уломского – 306 человек (119 хозяйств). Переселенцы сдавали свои дома и постройки «Волгобалтстрою», получая за них небольшую компенсацию. Однако начавшаяся Великая Отечественная война прервала процесс переселения. Уехавшим жителям пришлось возвращаться обратно в свои деревни. В январе 1945 года вопрос о переселении был снова поднят и утверждены списки жителей, которые хотели бы переехать в Ленинградскую область. На каждого переселяемого составлялась характеристика, указывалось количество трудодней, заработанных семьей колхозника. Уезжавшие колхозники, не имевшие домашнего скота и птицы, могли получить их в колхозах, членами которого они являлись (на семью выдавались 1 корова, 5 кур, 2–3 овцы). Переселенцев обеспечивали промышленными (3 пары валенок, 2 теплых платка, 2 шапки) и продовольственными товарами по установленным нормам. На каждую семью выделялось также денежное пособие в размере 5000 рублей. Райком и райисполком обязаны были предоставить транспорт, сопровождающего и медицинского работника до станции погрузки. Каждая семья, переселяемая в район Карельского перешейка, получила безвозмездно в личное пользование жилой дом с надворными постройками (баней, колодцем, сеновалом, амбаром, помещением для скота) и приусадебный участок в размере 0,6–1 гектар. Всего за период подготовки и строительства Волго-Балтийского водного пути из 40 населенных пунктов района, попадавших в зону затопления, в соответствии со справкой райисполкома было перевезено «993 индивидуальных дома, 900 объектов строений колхозов, более 900 объектов строений предприятий и организаций района». Основное строительство канала развернулось с 1960 по 1964 год, когда канал и был введен в эксплуатацию. Во время постройки, было произведено более 81 км земляных работ. При его строительстве были использованы новейшие методы стандартизации и гидромеханизации, даже поставлен своего рода рекорд по применению гидромеханизации, самого дешевого способа ведения земляных работ. Гидромеханизмами было выполнено более половины земляных работ - 51% (на Куйбышевском гидроузле- 49%). Все это, вместе взятое, - рациональный проект и экономичная технология - позволило значительно снизить стоимость строительства. Сооружение одного километра Волго-Балтийского водного пути обошлось втрое дешевле, чем на каналах имени Москвы и имени В. И. Ленина. Еще одна важная особенность Волго-Балта состоит в том, что здесь все шлюзы Балтийского склона (за исключением Пахомовского) имеют одинаковую высоту - 13,5 м и полностью стандартизованы по конструкции, что позволило при их сооружении широко пользоваться выгодами применения стандартных деталей. В настоящий момент Волго-Балт представляет собой сложный комплекс инженерных объектов, включающий в себя 4900 километров эксплуатируемых водных путей, в том числе 3270 километров с гарантированными габаритами, 11 шлюзов с напором от 11 до 18 метров, три гидроэлектростанции (Шекснинская ГЭС мощностью 84 МВт, Вытегорская ГЭС-31 мощностью 1,52 МВт, Белоусовская ГЭС-32 мощностью 0,76 МВт), 25 земляных плотин и дамб, 12 паромных переправ, 9 мостовых переходов, 8 маяков в Ладожском озере, более 5000 знаков судоходной обстановки, 273 единицы обслуживающего флота.

Комментировать

avatar
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика