Депутат Госдумы Георгий Камнев выступил на «правительственном часе» с участием министра юстиции

Член Президиума и секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы от Пензенской области Георгий Камнев 25 октября выступил на «правительственном часе» с участием министра юстиции России Константина Чуйченко. «Правительственный час» был посвящён интеграции новых субъектов Российской Федерации в российское законодательное пространство. Приводим текст выступления Георгия Камнева.

«Прежде всего, должен сказать о вернувшихся регионах. Необходимо вовлечь эти субъекты в активный законотворческий проект как на региональном, так и на федеральном уровнях. Однако для успешной организации такой работы необходимо устранить имеющиеся недостатки.

Первое. Наметилась тенденция к росту числа решений Конституционного Суда, которые не исполняются. К примеру, в 2022 году из 27 решений, предполагающих изменение законодательства, исполнены лишь 9.

Второе. Практически все законодательные инициативы, направленные в правительство для получения заключения или официального отзыва, проходят согласование в Минюсте. Практика получения этих документов, к сожалению, становится год от года всё печальнее. Так, в сентябре 2022 года фракция КПРФ во главе с Геннадием Андреевичем Зюгановым направила в правительство проект избирательного кодекса. Заключение на инициативу получено лишь в конце января 2023 года, то есть по прошествии четырёх месяцев, и содержит лишь общие оценочные суждения.Другой пример: в сентябре 2022 года группой депутатов фракции КПРФ в правительство был направлен проект закона, которым предполагалось ввести уголовную ответственность за ненадлежащее выполнение должностными лицами своих обязанностей по направлению в военное время либо в зону боевых действий военнослужащих, не прошедших необходимую подготовку и не обеспеченных необходимой экипировкой. Очень важный закон, очень актуальный. Отзыв правительства, также не содержащий конструктивных замечаний, был получен лишь по прошествии семи месяцев.

Негативным примером законотворческой деятельности явилось принятие федеральных законов от 31 июля 2023 года № 395-ФЗ и от 5 мая 2014 года № 91-ФЗ. В этих законах идёт речь о том, что вред, причинённый гражданам в результате уголовного преследования по украинскому Уголовному кодексу на вновь вернувшихся территориях, не подлежит возмещению в порядке, предусмотренном главой 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. О чём идёт речь? Граждане, действовавшие правомерно, а многие из них и в интересах России, лишаются возможности восстановить свои права, даже несмотря на отмену в отношении них судебных приговоров. В связи с отказом в реабилитации на них формально распространяется и статус лица, имеющего судимость, либо ранее привлекавшегося к уголовной ответственности.

Вот прошу вас обратить внимание на следующий случай, он очень показательный. С 2017 года фракция КПРФ ведёт борьбу за реабилитацию гражданина П., подвергшегося в Республике Крым репрессиям со стороны украинских властей за призывы к воссоединению с Россией и осужденного украинскими властями в 2011 году. Судебные постановления, которыми гражданин П. признан виновным, отменены только в 2017 году. Однако российские суды всех уровней отказали ему в праве на реабилитацию. Отказ в реабилитации повлёк для гражданина и отказ в регистрации в качестве кандидата в депутаты на выборах под предлогом того, что он ранее был судим. Какой абсурд! Человек боролся за то, чтобы Крым стал российским, вошёл в российскую юрисдикцию, за это подвергался репрессиям, был осужден, но мы отказываем ему в реабилитации, этому человеку, и он, по сути, поражён в правах. В сложившейся ситуации есть и вина парламентского большинства. Соответствующая поправка, внесённая фракцией КПРФ, была отклонена на пленарном заседании. Мы убеждены, что Россия должна взять на себя обязательства по устранению последствий осуждения по украинскому УК за деяния, которые перестали быть преступными после вхождения этих субъектов в состав России.

Третье. Большинство пенитенциарных учреждений на территории новых регионов интегрировано в уголовно-исполнительную систему, однако многие из них являются ветхими и нуждаются в капитальном ремонте. Но мы говорим, хотим сказать не только о выделении необходимых бюджетных ассигнований на эту работу, но и о том негативном опыте, который всколыхнул страну пару последних лет. Речь идет о недопустимости рукоприкладства и пыток в колониях и СИЗО. Летом 2022 года после скандала с пытками заключенных в Иркутской колонии в Уголовный кодекс была введена соответствующая статья о превышении должностных полномочий, однако, по сведениям Судебного департамента, суды не вынесли по ней ни одного приговора.

Четвёртое. Обеспечение жителей новых регионов квалифицированной юридической помощью. Уверены, что только демократичная, сильная, независимая прокуратура способна успешно выполнить стоящие перед ней задачи защиты прав и свобод граждан. Желая усилить полномочия Минюста в этой сфере как регулятора, правительством в Думу были внесены масштабные поправки в закон об адвокатуре. Скажу, что инициатива получила негативную реакцию адвокатского сообщества.

Пятое. В соответствии с указом президента Министерство юстиции является полномочным органом власти в сфере судебно-экспертной деятельности. По распоряжению Минюста в регионах расширяется сеть государственных судебно-экспертных учреждений. Здесь две основные задачи. Первая: нужно как можно скорее завершить работу по принятию законопроекта о судебно-экспертной деятельности. И вторая: фракция выступает категорически против так называемых ведомственных экспертиз. Речь идёт о Следственном комитете и МВД. Согласно закону эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначившего судебную экспертизу. Фракция считает правильным сделать в стране независимые экспертные учреждения, подведомственные Минюсту.

Шестое. Учёт и разработку соответствующих статданных необходимо передать из прокуратуры в полномочия Минюста.

И седьмое. Предметом заботы Министерства юстиции должна стать Конституция Российской Федерации. Коммунисты не раз говорили о несостоятельности действующей Конституции. Хотелось бы напомнить, что принятию Конституции на референдуме 12 декабря 1993 года предшествовали драматические события сентября-октября 1993 года, когда по указу Ельцина из танковых орудий был расстрелян российский парламент. Погибло множество невинных людей. Эти страшные события не могли не сказаться на референдуме по Конституции. Из 106 миллионов избирателей около 33 миллионов проголосовали за неё, 23 – против. 40 вообще не пришли на голосование, и вот уже три десятка лет идёт спор о том, что, если не пришли голосовать, значит, согласны с Конституцией либо не пошли потому, что против неё? Представляется, что с учётом этого уже в ближайшее время следовало бы в принципе решить вопрос о принятии нового основного Закона. Фракция КПРФ подготовила и внесла в Думу проект закона о Конституционном Собрании. И хотя в июне 2023 года большинством депутатов этот законопроект был отклонён, он по-прежнему является добротной базой для начала конституционной реформы.

Фракция КПРФ разрабатывает новый проект Конституции. Действующий основной Закон является отражением ушедшей позорной исторической эпохи. Нужна новая Конституция, которая бы с учётом современных реалий в полной мере отражала бы наши исторические традиции государственности».


Пресс-служба Пензенского обкома КПРФ